Мурманские журналисты побывали в гостях у "арктических" спасателей 

Они приходят на помощь на суше и на воде, в лесу и на дороге
 
Они приходят на помощь на суше и в воде, ищут людей в лесу и часто первыми приезжают на серьезные автоаварии. Со спасателями Арктического центра пообщалась Екатерина Богданова.

Если бы авария и в правду случилась, спасатели бы уже садились в дежурный автомобиль, чтобы мчаться на помощь. В преддверии 35-летия МЧС России заполярных журналистов продолжают знакомить с работой подразделений чрезвычайного ведомства. Сегодня это Мурманский арктический комплексный аварийно-спасательный центр. И первая точка — боксы для хранения техники.

"Дежурная смена заступила на дежурство на этом автомобиле. Он полностью укомплектован для любых видов работ", - подчеркнул спасатель Мурманского арктического комплексного аварийно-спасательного центра Марк Мартемьянов.

Нередко спасателям приходится доставать пострадавших из покореженных машин и даже "разрезать" автомобили. Здесь на помощь приходит специальный инструмент.

"Это комбинированные ножницы. Комбик. Он и режет — может стойки разрезать. И у него на концах такие вот сплющенные элементы, чтобы либо сжать, либо разжать", - отметил спасатель Мурманского арктического комплексного аварийно-спасательного центра Марк Мартемьянов.

У спасателей свой сленг, так что это "попугай", "комбик" и "расширитель". Здесь же — гидрокостюмы, альпснаряжение, а за дверью — квадроциклы и даже барокамера. Отправляемся в спортзал, который никогда не пустует. Альпинистская подготовка у спасателей очень серьезная. Бывают случаи, когда за травмированными людьми нужно подниматься или спускаться.

"Допустим это или какое-то высотное здание, или это шахта лифта, или колодец, в который нужно спуститься, привязать пострадавшего для подъема и подняться самостоятельно наверх. Каждый месяц тренируемся. Раза по три по четыре за тренировку делаем, чтобы была, так скажем, сноровка: рука, нога, правильное присоединение к веревке, правильное переключение на спуск", - поделился спасатель Мурманского арктического комплексного аварийно-спасательного центра Вячеслав Гришко.

Тренировки нужны и для вождения вот таких огромных ярко-оранжевых вездеходов.

"Это российский снегоболотоход "Бурлак". Таких в отряде было два, теперь четыре. Он может преодолевать совершенно разные препятствия, ездить в лесу, по тундре. А еще — держаться на воде", - сказала корреспондент ГТРК "Мурман" Екатерина Богданова.

"Бурлак", говорят спасатели, не заменим при длительных поисковых работах. К слову, на нем сотрудникам Арктического центра уже доводилось переплывать реку. Внутри, помимо необходимого спасательного оборудования и спальных мест, есть система, которая топит снег и нагревает воду до 90 градусов. Перемещаемся в административное здание. Это раздевалка, где у каждого спасателя — свой шкаф. В специальных рюкзаках — арктическая форма, настолько теплая, что можно обойтись и без термобелья даже когда на улице трескучий мороз. Класс инструктажа увешан картами.

Самая главная задача этого помещения — сбор информации при поисково-спасательных работах. 

Поэтому карта разбита на квадраты, а в специальных ячейках находятся карты в увеличенном размере. Конечно, есть они и в цифровом варианте, но аналоговый по-прежнему в ходу. Работа спасателя — это не только выезды на тревожные вызовы, но и постоянные занятия, например, в учебном классе. Как правильно демонтировать дверь попавшего в аварию автомобиля? Как переносить раненых? Как вязать узлы? И многое другое... Комната приема пищи, на холодильнике — меню на неделю. Если очень хочется — можно и самостоятельно что-то приготовить. Смена у спасателей длится сутки, поэтому есть и спальные места. Остается пожелать им удачи. И тем, кто завершит работу в 8 утра, и тем, кто только заступит на дежурство утром.